КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФСАР «ДЕТИVПРАВЕ»

Проект представляет из себя комплекс мероприятий по правовому просвещениюдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью проекта является адаптация детей указанной категории ко взрослой жизни путем повышения правовой грамотности.Важным является соблюдение прав и свобод ребенка вне зависимости от каких-либо различий. Программа мероприятий по просвещению призвана сформировать понимание основных прав, гарантированных Конституцией РФ, понимание существующих дополнительных прав, например, в виде права на получение определенных льгот, гарантированных профильным законодательством. Необходимым видится не только донесение информации об имеющихся льготах, но и разъяснение механизма реализации прав по получению этих льгот.

Программа раскрывает основные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором определяются общие принципы, содержание и меры государственной поддержки указанной категории детей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Кроме профильного законодательства на федеральном уровне, программа будет адаптирована под каждый регион, так как на уровне отдельного субъекта приняты акты, в которых также определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа выдержана в строгом соответствии с идеями Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней в частности отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Задачи проекта перекликаются с задачами, которые ставит перед государствами Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». Подобное воспитание, как видится, достигается путем в том числе правового просвещения.

Программа правового просвещения представляет из себя не набор хрестоматийных лекций, а практикоориентированные тренинги, где в игровой форме ребенок сможет освоить все то, с чем непременно столкнется в жизни за пределами приюта. Важно не просто прочитать лекцию на заданную тему, а установить обратную связь с воспитанниками, убедиться, что информация усвоена и сможет быть реализована ребенком самостоятельно.

Программа состоит из нескольких блоков, включающих особенности регистрации актов гражданского состояния, гарантий по социальной поддержке выпускников в жилищной сфере, сфере образования и трудоустройства. Кроме того, раскрытию будет подлежать и тема алиментных обязательств, которые сохраняются даже при лишении родительских прав. Особенное внимание уделено вопросам административной и уголовной ответственности, так как с сожалением следует отметить, что сироты и оставшиеся без попечения родителей являются одной из наиболее уязвимых категорий детей, подверженных социально-негативным воздействиям. Проблема аддиктивного поведения рассматриваемой категории детей является социальной проблемой, которая имеет такие негативные последствия, как, например, конфликт с окружающими, утрату работоспособности. Необходимость профилактики с помощью правового просвещения девиантного поведения определяется наличием у воспитанников детских домов социальных и психолого-педагогических проблем, а также отсутствием у них должного социального опыта, что вполне объяснимо.Причем программа правового просвещения в рамках презентуемого проекта должна быть реализована в максимально простой и доходчивой форме. Важно, чтобы дети понимали, к примеру, что можно быть привлеченным к ответственности за курение в общественном месте, за нецензурную брань, за размещение фейковой новости в сети Интернет. Важно не только предостеречь и сформировать страх перед наказанием, но и заложить основы высокоморального поведения, объяснив, что независимо от существующей ответственности лучше воздержаться и от курения, и от использования ненормативной лексики в принципе. Важно рассказать о возрасте наступления административной и уголовной ответственности. На примерах из практики показать, как, казалось бы, безобидное действие может привести к общественно-опасным последствиям и чем это грозит.

Правовое просвещение в своем роде представляет из себя ту посильную помощь, которую мы, адвокаты, можем оказать без ущерба собственным интересам, используя те инструменты, которыми овладели на практике. Одновременно с этим, хочется, чтобы эта помощь носила не эпизодический характер, будучи привязанной к определенным календарным датам, в частности ко Дню правовой помощи детям, а оказывалась на постоянной основе и была системной.

Важно понимать, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при сходных условиях и факторах часто демонстрируют различные модели поведения, что в свою очередь связано с индивидуальными особенностями конкретной личности. При этом роль так называемой замещающей семьи невозможно переоценить. Однако, следует понимать, что не во всех случаях транслируя собственные взгляды и убеждения, эта семья помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в достаточной мере приобрести опыт, необходимый для решения проблем в реальности. Компенсировать в некоторой степени существующие противоречия в решении проблем замещающей семьи и детей, принятых на воспитание, сформировать в замещающей семье условия, оптимальные для ее развития и воспитания ребенка, предупредить появление проблемных ситуаций, в том числе связанных с аддиктивным поведением, позволяет реализация специальных программ, какой и является описываемый проект.Правовое просвещение, в частности профилактика аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует преодолению их индивидуальных проблем и позволяет выработать продуктивную стратегию разрешения жизненных ситуаций.

Разумеется, следует отметить, что ни замещающая семья, ни адвокаты не смогут заменить родителей ни при каких обстоятельствах, да и цели такой не должно стоять. Но мы сможем, как минимум, повысить культуру правового сознания, предостеречь от некоторых сложностей, с которыми дети могут столкнуться, помочь им сформировать правильные ценности настолько, насколько это в наших силах.